Наследие

В этом номере: обзорная статья о Защите и Защитниках. Автор попытался взглянуть на поднимаемую тему в перспективе, охватить все её аспекты и стороны.

"Храни меня, мой талисман..."
Слово о защитниках вечных.
Изначально защита играла важную роль в жизни человека. Защита от холода и зноя, от диких зверей, от других людей... Защита своей жизни, жизни сородичей, защита территории и частной собственности, зажита идей и идеалов... Да что там человек - каждое живое существо защищается с рождения и до самой смерти. Мимикрия, скорость, рога, клыки и когти, резкий запах, объединения в стада и стаи - всё способствует выживанию и продлению рода, что сохраняет как отдельно взятую особь, так и вид в целом.
Защита - важный аспект нашей жизни. Но вот о её значении мы задумываемся не часто. Почему? Возможно, от того, что защищаться для нас так же естественно, как дышать. Мы делаем это автоматически и лишь изредка задумываемся, насколько важно для нас дыхание. Точно так же мы защищаем и защищаемся автоматически - в повседневных делах, в разговорах, надевая "маски" и меняя "цвет".
Человек, чтобы победить свой изначальный страх перед диким миром, полным хищников и стихий, ежечасно не опасаться за свою жизнь, окружил себя хранителями реальными и незримыми. Что защищает нас? Дом, семья, государство, воины - раньше в шлемах и с мечами, теперь в форме цвета хаки. Врачи, милиционеры, пожарные, меценаты - защитники нашей повседневной жизни. А что находится за гранью привычного? Боги и ангелы-хранители, звери-тотемы, фетиши, обереги, амулеты...
Естественное стремление человека - чувствовать себя в безопасности, не бояться каждое мгновение за жизнь свою и жизни своих близких. Он ищет защиты у Бога, у природы, у государства, общества. Одиночка становится уязвимым, потому одиночество так гнетёт человеческую душу. Человек - существо общественное, социальное, и человечество в какой-то момент начинает восприниматься как единое целое, некий мега-организм с мыслящими, самоосознающими частицами, стремится в своём развитии достичь состояния абсолютной защищённости. И, надо сказать, на этом пути оно уже достигло многого. Медицина, система социального страхования, различные международные конвенции, правоохранительные органы, профсоюзы и прочее сделали нашу жизнь спокойнее и безопаснее. Ничего подобного не наблюдается в природе, где каждый организм стремится к объединению исключительно в целях самосохранения.
Но наряду с реалиями повседневности нас окружает бесконечная Тайна. Бездна, которая пугает и притягивает одновременно. И в этом неведомом, изначальном мы так же ищем защиты, но защиты совсем иного рода, уровня. Это защита магическая, защита божественного.
***
Цвет защиты - голубой. Цвет неба и чистоты, он рассеивает злые чары, отводит порчу и сглаз. Синие и голубые одежды укрепляют биополе человека. В Египте голубой считался так же цветом истины. Древнейший знак защиты - круг, очерченный мелом. Человек в центре круга недоступен для злых духов. "Защитное кольцо" рисовали на земле маги и кладоискатели. В центре часто помещалась звезда Давида или пентаграмма.
В качестве оберегов использовались камни, части растений, изображения животных (реальных и фантастических), руны... Так камень в центре площади считался священным, его почитали в качестве божка, хранителя деревни. Клевер рассеивал чары тёмных эльфов, чеснок и осина традиционно участвовали в изгнании нечисти. В современном мире популярными стали полудрагоценные камни (на каждый знак Зодиака свои), заполонивших Арбаты и эзотерические магазины наряду с колокольчиками, изгоняющими злых духов, статуэтки китайских божков, тигров и драконов. Ставший модным в последние годы фен-шуй превратился в бизнес, включающий книги, фильмы, дизайн и, конечно, многочисленные амулеты и изображения.
Вообще фигурки животных - из кости, глины, дерева, металла - явление распространённое. В качестве амулетов их изготавливали индейцы, китайцы, славяне, народы Севера и многие другие. Считалось, что они приносят в дом удачу или наделяют человека положительными качествами - силой, мудростью, трудолюбием, здоровьем и другими. Это тесно связано с тотемизмом.
Изображениями животных и растений украшались ритуальные предметы, оружие, одежда, стены зданий. Можно, конечно, рассматривать их лишь как произведения искусства. Но кажется более вероятным, что таким образом притягивалась некая магическая сила, духи хранителей, а изображения не столько являлись украшениями, сколько связующими звеньями между двумя мирами, являясь проводниками, символами этой связи. В Средние века люди наделяли растения и животных фантастическими свойствами. Так льву приписывалось свойство спать с открытыми глазами ("Физиолог" 11-14 в.в. н.э.). Благодаря этому поверью статуи льва и поныне охраняют дверь дворцов и усыпальниц. По легенде трон царя Соломона украшали золотые львы, не позволяющие захватчику взойти на него. Изображения львов в греческой и римской архитектуре использовались как ксенофилаксы - охранители источников.
***
Магия животных присутствует во всех мировых культурах. Животные реальные и фантастические выступают как хранители и советчики, коварные враги и преданные друзья. Так же во всех культурах есть оборотни - люди, способные по своей воле или по принуждению превращаться в животных (есть и обратные примеры). В Европе оборотничество считалось проявлением злых сил, оборотнями обычно становились люди злые, нечестивые. Нередко оборотничество приписывалось колдунам. Как известно, защищали от этих существ, как и от другой нечисти, крест и святая вода, а убить их могла пуля из серебра или золота.
У индейцев же, напротив, оборотень - это человек, который путём духовных упражнений и наблюдений за своим животным-тотемом обретал способность принимать его облик. Индейцы верили, что прародителем каждого рода было священное животное, реже - растение. Это животное покровительствовало племени, его почитали, его изображениями покрывали вигвамы и вырезали из дерева идолов.
В книге Тэда Эндрюса "Язык животных" (Крон-пресс, Москва, 2000г.) содержится довольно много интересной информации об общении человека с тотемными животными, хотя и некоторое количество "современной", субъективной, рассчитанной на широкую публику.
Тотем, по Эндрюсу, "любой природный объект, любое существо, любое животное, с сущностью и энергией которого мы ощущаем связь на протяжении всей нашё жизни". Это некая архетипическая сила, работа с которой даёт выход на новый уровень сознания, силу, мудрость и защиту тотемного существа. Тотемное животное в физическом мире есть лишь отражение силы незримой. Общаясь с тотемом, человек учится у него, подражает, перенимает его качества. Кроме того, такое общение расширяет восприятие, открывая чудо жизни во всех её проявлениях, восстанавливая гармонию в отношениях человека с окружающим миром.
"Понимая, что зримые тела - это лишь отражения незримых сил, древние люди поклонялись Божественной силе через посредство низших царств природы. Древние мудрецы, изучая жизнь, обнаруживали, что путь к познанию Бога лежит через познание Его самого совершенного творения - одушевлённой или неодушевлённой природы. Каждое живое существо являет мудрость, силу Единого Бога".
Чтобы пробудить в себе особые илы, древние жрецы и маги облачались в шкуры и маски животных, принимая таким образом облик животного. Каждое явление природы напоминало и о тех невероятных способностях, которые они могут обрести при должном усердии. Природа была для них мостом между реальным и потусторонним миром. Не смотря на то, что в жизни человека обычно 1-3 основных тотема, это не значит, что он не может учиться и у других животных. На самом деле, вся живая природа - наш тотем, наш учитель. Чем больше мы узнаём о животном и общаемся с его архетипом, тем лучше можем овладеть его положительными качествами и перенять его способ адаптации, а так же понять, с какими негативными качествами необходимо справиться на пути духовного развития. К примеру, волк учит прислушиваться к своему внутреннему голосу, уважать и чтить семейные узы (волки часто образуют пару на всю жизнь), развивать в себе силу, уверенность и спокойствие, которые не требуют демонстративных доказательств. "Волк всегда будет охранять вас - иногда строго, иногда с ласково, но всегда с любовью".
Для индейцев защита - не в стремлении оградиться от внешнего мира, а в умении адекватно реагировать на опасность. Они почитают природу, обмениваясь с ней энергиями, и чувствуя себя такими же защищёнными, как олень, волк или беркут в естественных условиях. Диким животным не присуще подавленное состояние незащищённости, они умело используют то, чем обладают в силу своей природной специализации. Общение с тотемом направлено в первую очередь на развитие собственного духовного потенциала, уверенности и внутренней силы.
И, напоследок, хочется сказать несколько слов о, так называемой, защите природы. Это выражение в какой-то мере бессмысленно. Природа успешно защищает себя на протяжении миллионов лет. А сейчас мы спасаем её от самих себя. Поддерживая угасающую жизнь десятков, а то и сотен видов, человечество всего лишь пытается искусственно сохранить постоянство и задержать мощное движение сил эволюции. Но существующее равновесие уже пошатнулось и это может привести к новому эволюционному скачку и стремительному образованию новых видов, в том числе, и внутри человеческой расы, способных успешно противостоять человеку, с его необузданной экспансией. И тогда защищаться придётся уже нам. От кого? Поживём - увидим.
***
Среди существ невидимого мира особое место занимают ангелы-хранители. Ангел хранитель (один, реже - несколько) даётся с рождения каждому человеку и оберегает его всю жизнь. По одной из версий, это сам человек на более высокой ступени сознания.
Самый воинственный из ангелов - архангел Михаил (Подобный Богу) - непрерывно сражается с драконами, змеями и демонами, защищая Царствие Божие от всех, кто выступает против Бога и сомневается в Его могуществе. Принцип Михаила - божественная справедливость, его часто изображают как участника Страшного Суда, взвешивающего человеческие души (мотив перекликается с египетскими мифами, где на весах оказывалось сердце умершего и так же решалась его судьба). Михаил символизирует душу человека, сопротивляющегося внутренним демонам тщеславия и эгоизма.
Образ существа-защитника (героя, ангела, божества) широко распространён в мифологии. У скандинавов Тор защищает богов и людей от великанов. С помощью волшебного молота Мьёлльнира он сражается против вселенского зла. Его самый главный и опасный враг - Мировой Змей. Тор сталкивается с ним дважды - первый раз он поднимает Змея из глубины океана, но тому удаётся уйти, повторно - на Рагнарёке, в последней битве непримиримые враги уничтожат друг друга.
Кстати, один из мотивов фентези о необходимости защиты драконов - современный. В Средние века дракон символизировал тёмное начало, зло. Человеку не приходило в голову, что его должно защищать. На Востоке испокон веков дракон был образом недосягаемой мудрости и мощи. Возможно, этот сюжет стал отражением нашего недавно сформировавшегося стремления охранять окружающую природу, мы, наконец-то, задумались о том, кого и за что мы, собственно, уничтожаем...
Ещё одна характерная деталь: общество стремится вытолкнуть объект, вносящий дисгармонию (изолировать, наказать преступника, отгородить от себя заболевших), так наказывают бога Локи, подстрекателя и разжигателя розни между богами.
В ведийской мифологии, в центре пантеона, состоящего из 33 божеств, находятся Хранители мира, олицетворяющие четыре стороны света: Индра, правитель Востока, страны богов, Веруна, владеющий Западом, Законом, Яма, правитель Юга, мира мёртвых и Куреба, властитель Севера. Роль ведийского Индры близка роли греческого Зевса. Индра сражается с возгордившимися асурами, чудовищами и демонами, драконом Виратой, устанавливает гармонию и защищает мир от Хаоса (сравните: Зевс сверкает старых богов-титанов, побеждает хтоническое чудовище - дракона Тифона, устанавливает новый порядок). Другим божественным драконоборцем был Аполлон, убивший Пифона. Аполлон так же защитник законности и порядка, покровитель врачей (потому как сам был первым целителем) и людей искусства - художников, поэтов, музыкантов, певцов, актёров... Перед тем, как в обмен на лиру он отдал Гермесу власть над стадами животных, был покровителем пастухов. Забота о стадах и их охрана - древнейшая функция Гермеса. Кроме того, он покровительствовал путешественникам, охранял вестников и послов. Он великий изобретатель, его дары - огниво, музыкальные инструменты, алфавит. Не только во времена античности, но и в средние века Гермеса считали своим покровителем алхимики и маги, ему посвящали заклинания и молитвы, труды алхимиков назывались "герметическими учениями".
Дикие животные находились под покровительством охотницы Артемиды, Афродита покровительствовала влюблённым. Жуткие Эринии были не только богинями мщения, но и охраняли матерей.
Каждый источник, каждое дерево находилось под защитой особых природных духов - нимф, наяд, дриад. Даже формы искусства нуждались в покровительстве и защите Муз.
В египетской мифологии мы так же найдём немало примеров такой защиты. Один из древнейших богов - Тот, изображался в виде человека с головой ибиса - хранитель каждого умершего, под его, под его покровительством находились библиотеки и архивы, а его жена Семат была покровительницей письменности и геометрии. Богиня Тефнут - Солнечное Око Ра - считалась хранительницей справедливости и законов, так же, как греческий Аполлон и ведийский Веруна., Нефтида была хранительницей домашнего очага, Хатор, дочь Ра, оберегала его от врагов.
Один из самых противоречивых образов египетской мифологии - бог Сет (Сетх). По одной из версий гиеноголовый бог Сет был защитником ладьи солнечного бога Ра и помогал ему в борьбе со смеем Апопом. Но вместе с тем - воплощение стихии, древний бог пустыни, хаоса, разрушения, войны, что роднит его с греческим Аресом. В более поздней версии, в мифе об Осирисе и Исиде, Сет - отрицательный персонаж, наделённый многочисленными пороками ему противопоставлен Гор, законный наследник Египта. В "Книге мёртвых" Сет отождествляется с хтоническим змеем Апопом. Тем не менее, Сет и Гор - боги-покровители Верхнего и Нижнего Египта, и оба они коронуют фараона, вручая ему жизнь. Отчасти такая разница объясняется тем, что на протяжении тысячелетий в разных областях Египта сложились свои собственные представления о богах, жрецы так и не смогли собрать их воедино и выработать каноническую версию.
Фараон - воплощённое божество, солнце для людей. Его лучи проникают всюду, он изгоняет Тьму из Египта. Змея в головном уборе царя служила защитой от всех врагов. Свирепая львиноголовая Сехмет охраняла фараона во время боя и шла рядом с ним, наводя ужас на противника и сжигая всё своим дыханием. Часто фараона изображали в виде Сфинкса. Путников, созерцающих величественного каменного Сфинкса в Долине Пирамид, приветствую слова: "...Я верный страж у ног моего повелителя, столь бдительный и преданный, что он дал мне своё лицо. Я спутник фараона, я сам фараон..."
***
Но Сфинкс не только защитник фараона. Он стережёт тайны пирамиды, в основе которой лежит квадрат - символ материальности мира, стороны являются треугольниками - Божественное, созидающее начало, а вершина точка - абсолют. Чтобы обрести могущество, власть и великие знания, необходимо усмирить Сфинкса, раскрыть его суть, отгадать загадку.
Таким образом, в мифологии мы сталкиваемся не только с защитниками людей и богов, но и существами-стражами, которых необходимо одолеть или перехитрить, чтобы получить их сокровища, которые они охраняют, а так же с существами, изначально нейтральными по отношению к человеку - духами природы, домовыми.
Так, драконы часто охраняют свои сокровища. Убив дракона, герой становится обладателем сказочных богатств, и древней мудрости, начинал понимать язык животных и птиц. Для этого необходимо было выпить кровь побеждённого чудовища или съесть кусочек его сердца. В мифе о Ясоне свирепый змей охранял золотое руно от посягательств воров. Усыпив дракона, герой похитил бесценное руно, дарующее процветание Колхиды. Змей Ладон, никогда не смыкающий глаз, охранял дерево с золотыми плодами, которые должен был принести царю Эфрисфею Геракл. Цербер, страж царства мёртвых, не выпускал души обратно, в мир солнечного света. Стоокий Аргус по воле Геры стерёг Ио, возлюбленную Зевса, обращённую в корову. Гермес усыпил великана Аргуса и убил его. Разгневанная Гера поместила глаза Аргуса на хвост павлина, за что павлин считается её священным животным.
Духи природы - водяные, русалки, лешие - обычно недоброжелательны к людям. Им приносили жертвы, чтобы задобрить. Леший считался хозяином и хранителем леса, а так же всех его диких обитателей, он обладал способностью превращаться в волка или вихрь. Мог запутать человека так, что тот не находил обратной дороги и погибал в болоте. Но если леший был благосклонен, то охотник возвращался с богатой добычей.
Домовые (боггарты, брауни, паки, бегли) охраниют дом и его хозяев. Если нет домового - значит, дурное, злое место, незащищённое, проклятое. Домовые могут помочь доброму хозяину, а могут и капризничать - перебить посуду, поломать мебель, заплести гривы лошадям тонкими косичками. Могут даже погубить хозяина, а заодно и всю его семью, поэтому относиться к ним следует уважительно, оставлять еду в укромных уголках, всячески выражать своё почтение.
***
Тема защиты нашла отражение в литературе, причём, не менее разнообразное и занимательное, чем в реальности. Мы обозначим лишь поверхностные, общие штрихи, дающие картину весьма приблизительную. Надеемся когда-нибудь вернуться к этой теме и к данному разделу в частности.
Характерным примером может служить героический эпос, где герой защищает мир от порождений хаоса и зла; патриотические произвдеения, в которых центральным образом становится воин-защитник Родины. Как примеры можно привести: "Слово о полку Игореве", былины, устные сказания, передававшиеся из поколения в поколение, герои которых - Илья Муромец, Добрыня Никитич - защищают Родную Землю и народ от завоевателей и лиходеев; повести и рассказы о Великой Отечественной войне. Из зарубежной литературы: многочисленные рыцарские романы, герои которых сражались за возвышенные идеалы, прекрасных дам и честь своего господина, убивали драконов, шли в неравный бой с врагами за родную страну и короля - "Песнь о Роланде".
Популярный и любимый герой приключенческих романов и фильмов - ловкий неуловимый защитник угнетённых, бросающий вызов сильным этого мира: Робин Гуд, король воров, раздающий бедным золото богачей, Зорро, обличитель социального зла, герои "Великолепной семёрки", спасающие жителей мирной деревни от бандитов - эти герои легко находят отклик в сердцах читателей и зрителей.
Современная фентези, во многом выросшая из мифов и легенд, активно эксплуатирует образ героя-одиночки, странствующего по фантастическому миру и защищающего людей от нечисти. Нередко герой попадает в этот фантастический мир из нашего, современного и, конечно же, для него обязательно находится великая миссия, как то: спасение принцессы, мира, Вселенной, Мироздания в целом.
В качестве положительного примера хочется привести книгу "Не время для дракона", написанную в соавторстве Лукьяненко и Перумовым. Срединному миру постоянно угрожают враги, но на это раз они особенно опасны - вражеским магам удалось создать Дракона. В самом Срединном мире крылатых Владык не осталось - последний был убит магом Воздуха Ритором. В преддверии войны между стихийными кланами разгорается вражда. Воздушные ждут возвращения Дракона, готовые вновь принять его власть в обмен на защиту. Водные не хотят, чтобы Крылатые правили миром и решают призвать Убийцу, водные - вернувшегося Дракона. В итоге оказывается, что и те и другие были правы. Виктор одновременно - Убийца и Дракон, а кем именно стать, решает он сам. Он выбирает второе и встречает захватчиков в образе Крылатого Владыки, защитника Срединного мира.
Итак, защита не всегда бескорыстны. В романе мир поставлен перед выбором - единоличная власть Дракона и безопасность, либо свобода, но, вместе с тем, постоянная угроза со стороны Изначальных.
Не бескорыстно помогает и Ведьмах Анджея Сапковского. Защищать людей от порождений Тьмы - его работа, а за свою работу он берёт плату. Как говорил один рыцарь: "мой конь благодарностью не питается, он предпочитает овёс". Конечно, есть борцы за правое дело, которым не нужно вознаграждение... Но если посмотреть пристально, чаще всего это борцы за идею, а не человека.
Иногда действия разворачиваются не в фантастическом, а в нашем, родном мире, как, например, в "Дозоре" Лукьяненко. Здесь Свет и Тьма, наблюдая друг за другом, поддерживают равновесие сил и таким образом защищают мир людей от хаоса.
Ещё один распространённый сюжет в фантастике: главный герой до поры до времени охраняет будущего пророка, будущего царя, одним словом, ребёнка, которому суждены великие свершения и за которым по этой причине охотятся враги. Этот сюжет использован в ставшем классическим "Терминаторе" и в тетралогии Дена Симмонса "Гиперион". Рауль Эндимион, от лица которого ведётся повествование в третьей и четвёртой книгах, защищает девочку Энею, в будущем ставшую мессией.
Одни и те же образы, перекочевавшие из мифов в литературу, у разных народов получают разные трактовки. В романе Р. Желязны "Создания света, создания Тьмы" египетский бог Сет - герой, воин, защитник, но при этом его сила настолько велика, что может вызвать чудовищные разрушения. У Р. Говарда, напротив, Сет - змееподобный бог Зла.
Вообще мифология, алхимия, народные приметы и суеверия, магия - бесконечный источник, из которого поэты и писатели черпают вдохновение, дополняя его. А.С. Пушкин увековечил свой перстень в стихотворении "Храни меня, мой талисман..." Дракон у Гумилёва - древнее и мудрое существо.

...И подобной чаши священноё
Для вина первозданных сил
Не носило тело Вселенной
И Творец в мечтах не носил.

Жрец Морадиты - человек, который провёл "много лет во мраке, постигая смысл бытия" - предстал перед ним равный, как преемник. Он пришёл, как когда-то Эдип к Сфинксу, разгадать её загадку, - чтобы проникнуть в тайны, которые хранит дракон:

Зарожденье, преображенье
И ужасный конец миров
Ты за ревностное луженье
От своих не скрываешь Жрецов.

В итоге Морадита получает это знание, но жертвует своей жизнью, чтобы спасти дракона и его древнюю мудрость.
***
Заключение.
То, что защищает нас, имеет и обратную сторону. Несомненно, государство и различные общественные институты делают нашу жизнь безопаснее и спокойнее, но вместе с тем порождают зависимость, беззащитность перед власть имущими. В гонке вооружение сильная армия и мощное современное оружие - залог того, что страна не подвергнется нападению соседей, но это же оружие заносит над нами меч ядерной войны.
За право чувствовать себя в безопасности мы жертвуем частью своей свободы. И чем больше защита, тем меньше этой свободы остаётся у нас. Невидимые защитники могут помогать и бескорыстно, но мы боимся потерять их, этот подсознательный страх делает нас уязвимыми. Возможно, что именно от страхов у нас пока нет защиты.
Защита не может существовать без нападения, мнимого или явственного. Эти взаимосвязанные силы, вероятно, и есть двигатель эволюции. Как только возникает новый вид нападения, неизменно развивается способ защиты, адекватный ему, как только усиливается защита, совершенствуется и нападение. Так зарождаются новые виды хищников и травоядных, так подстёгивают развитие человеческого интеллекта новые опасности.
В контексте всего вышесказанного становится понятным выражение "лучшая защита - никакой защиты".
Защита бессмысленна там, где нет нападения, и проявляется, как ответная реакция на опасность. Чем выше уровень защиты, тем яростнее возможное нападение. Но движение, развитие - это свойства материального мира. За гранью бытия, где Человек объединяется с Богом, абсолютом, законы эволюции перестают действовать. В Божественном Ничто не существует понятия опасности и, соответственно, нет защиты. Достигая такого состояния, Человек становится свободным от всего, в том числе и от собственного эго, он лишён какой бы то ни было защиты, но в то же время ему ничто не может причинить вред.
Удачи вам, дорогие читатели и да хранит вас то, во что вы верите.

Хонтор Огненный, г. Ростов-на-Дону..

 

Наследие

Рейтинг@Mail.ru

Сайт создан в системе uCoz