НАСЛЕДИЕ

 

Гомосексуализм в Кольце Мечей.

"Кольцо мечей", роман американской писательницы Элинор Атвуд Арнасон, был написан в 1993 году. В кратких аннотациях роман называют равным по эксперименту "Левой руке тьмы" Урсулы ле Гуин, хотя это далеко не так. "Левая рука" написана потрясающе живописным мелодичным языком, завораживающим с первой и до последней строчки. Вы не читаете, вы гипнотизируете себя вязью слов, погружаетесь в ажурное ледяное пространство планеты Зима. "Кольцо мечей" раз за разом рисует нам не контакт с иным разумом, а шахматную партию, разыгранную по незыблемым законам (тут я с удовольствием вспоминаю "Вилтигай Велд" Владислава Силина с его невозможным чёрным королём). Отсюда и язык - резкий, лаконичный, отступающий на второй план восприятия.
Я не зря начал статью с игры слов. Ощущение от книги действительно двоякое. Первое, это не лучший образчик литературной словесности и не лучший перевод. Если быть точным, языка не замечаешь вовсе, его упускаешь из виду, любителям цитат тут поживиться нечем. Второе, при детальном рассмотрении, представители меньшинств здесь оказались случайно и, как всегда, попали под перекрёстный огонь. Скорее, здесь противопоставлены мужское и женское начало, Инь и Янь, Свет и Тьма в контрасте. Если у Ле Гуин это слияние дано единым знаком, андрогинным существом, то у Арнасон этот разрыв болезненный, её краски не смешиваются.
А теперь перейдём к сюжету романа. Первый контакт с разумной жизнью оказался драматичным, несколько выстрелов, неизвестно с какой стороны, приводят к ожесточённому противостоянию Людей и людей. Именно так они себя и называют, хвархаты, Люди с большой буквы. На их стороне явный технический перевес, даже численное превосходство землян не сыграет большой роли, если начнётся война. Впрочем, мы станем свидетелями дипломатической миссии, недаром же книга написана женщиной.
Планета, на которой происходит первый дипломатический контакт, даже не имеет собственного названия, но, по странной прихоти судьбы, именно на ней возможно открытие совершенно чуждого нам инопланетного разума - псевдосифонофор. Там люди впервые видят своих противников и среди них - человека - одного из пленных, захваченных двадцать лет назад.
Вот здесь мне бы хотелось привести в качестве примера "Конец детства" Артура Кларка. Знаю, что аналогии неуместны, но вспомните шок, который испытали земляне от столкновения с оверлордами.
Я не буду описывать шаблонное поведение военных, чуть не сорвавших переговоры, и утомлять деталями диверсий и общей несправедливости жизни. Скажу только, что именно здесь мы знакомимся с главными героями романа. Их трое: Анна Перес, специалист по внеземному разуму, Никлас, военнопленный, ставший любовником инопланетного генерала, и сам генерал, первозащитник Эттин Гвараха.
Сюжет романа не поддаётся прямому описанию. Во-первых, он раскрывается постепенно, от главы к главе, как шахматная партия, где каждое положение на доске отражает ранее сделанные ходы. Во-вторых, это история, история заключения хрупкого мира между двумя враждующими сторонами. К концу шахматной партии объявлен мат, но фигуры на доске всё те же, никаких изменений в их статусе не обнаружится. Единственным исключением станет Анна Перес.
Как я уже сказал, гомосексуализм в романе взят как антураж, как полное отражение нашей с вами реальности. В самом деле, жаркий спор меж двух рас мог разгореться, с таким же кровавым успехом, из-за лишней конечности или, к примеру, отсутствия волос на теле. Это даже не столкновение двух различно ориентированных социальных структур, а обычная драка в подворотне. Положа руку на сердце, кому в этой истории не поздоровится больше всего? Вот тут вы не угадали. Вовсе не представителю меньшинств.
Слабейшему...
Тут начинается самое интересное. Как вы думаете, кому выпала честь представлять Землю во всём её многообразии? Конечно, женщине, иначе и быть не могло. Кто ещё может оправдать действия мужчин, вынести их из осаждённого города? Ан нет, на протяжении всего романа ксенобиолог Анна Перес, специалист по внеземным формам жизни ведёт себя как безгласная марионетка. Отчасти её можно понять, втянутая в межрасовый конфликт, далёкая от общества, она оказалась впитывающей эмоции и события губкой, эдакой фигурой на доске без права хода. Недаром в конце почти каждого сюжета она ложится спать. Утро вечера мудренее, но Анна Перес оказывается втянутой в очередную интригу, суть которой не способна понять.
Впрочем, мы не будем её обвинять. В самом деле, что отвечать человеку, расу которого обвиняют в порочности гетеросексуальных связей и излишней агрессивности? При этом неверный ответ спровоцирует военные действия и полное уничтожение расы землян. Неволей прислушаешься к словам одного из главных героев, Никласу, ставшему хрупким мостком меж двух человечеств. Не смотря на своё женское стремление к личному счастью, он практически единственный, наделённый не только пониманием ситуации, но и инициативой действовать во благо обеих рас.
Особняком во всей этой истории стоит Эттин Гвараха. Он как бы ущербен, немного больше человек, чем хвархат. Такой же, правильный, как все хвархаты, но умеющий не делать решений, предписанных своеобразным "Кодексом самураев" хвархатского общества. Ракаха, отказавшийся от Выбора, которого, на самом деле, нет.
Автор лукавит. Будь человечество технически сильнее, оно бы задало один закономерный вопрос. А какое вам дело? Но с ножом у горла сознаешься в любых грехах, даже в грехе гетеросексуальности. Не так ли инквизиторы вырывали признания у обвиняемых в преступлении против Господа? Его сменила Богиня, но инквизиторы, кажется, всё те же.
Кстати, не смотря на видимую брутальность общества хвархатов, это далеко не так. Это, так сказать, авангард, линия фронта. Мужчины охраняют периметры своей империи. Империи женщин, которые выносят решения во всём, что касается мира и благополучия расы Людей. Ещё один занимательный факт, показано именно мужское гомосексуальное общество. Женщины, видимо, слишком заняты научными изысканиями.
С этого момента начинается не менее захватывающее действо. Должен признаться, книга не отпускает. Она неоднозначна. Всякий раз, когда я собирался отложить чтение, появлялись интересные мысли, размышления. Хотя бы потому, что это одна из уникальных книг, где действие действительно развивается вокруг проблемы гомосексуального общества, а это редкость в фантастической литературе. Кстати, в любой из найденных вами книг гомосексуализм предложен, как выход из проблемы перенаселения. Есть над чем задуматься, не правда ли? Как если бы обычные браки считали решением низкой рождаемости.
Тем не менее, вернёмся к роману. Композиционно этика Людей поставлена выше. Вопросы заданы так, что неподготовленный человек не может ничего возразить. Вот они, величайшие истины морали и этики! Но проходит время и мы с удивлением узнаём, что первые выстрелы, спровоцировавшие военные действия, произведены не людьми, а Людьми. Вполне ожидаемо... Но действие приобретает оттенок фарса, дипломатической интриги, шаблонности поточных фильмов.
Люди вовсе не продвинулись вперёд в вопросах этики, они просто направили свою агрессию вовне, на поиски внешнего врага, любого. Это всё равно, что сбрасывать ядерные отходы в океан. Океан большой, верно? И вот, за кольцом мечей, охраняющих очаг, огромное звездное Нечто, слишком большое, слишком необъятное, от чего необходимо отгородиться внешней агрессией.
Но это - контакт с себе подобными, гуманоидами. А красной нитью через весь роман проходит поиск иного разума. Непонятного, чуждого. Поиск в океане. Пожалуй, ради этих страниц стоит читать. Я уже говорил, что Анна Перес специалист по внеземному интеллекту? Её карьера прервалась трагически, ради марионеточной роли, изучения разума хвархатов, но, если вдуматься, мало чем отличающегося от нашего. Оставьте это психологам и психоаналитикам. Это не так интересно. Это скучно.
 Псевдосифонофоры остаются в океане, переливаясь завораживающими огнями, истинная загадка осталась вне фокуса зрения, мы познакомились с очередным отражением в зеркале. Что ж, может, оно и правильно. Каждый день приходится знакомиться с этим человеком, он всегда подле нас.
Его коварство равно нашему коварству. Его интриги не уступают нашим. Его театр равен нашему и даже заимствует "Макбет". Даже его имя ничем не отличается. Это такие же Люди. В своём упорстве, в своих заблуждениях, в своём желании отгородиться от реальности правилами и порядками.
И это третья часть, заинтересовавшая меня, после попытки взглянуть на себя через зеркало.
Итак, правила и нормы ведения войны с самим собой.
Как вы думаете, что, в конечном итоге, решала дипломатическая миссия? Насколько этичны гетеросексуальные контакты?
Можно ли причислять людей к существам разумным, ни много, ни мало. Чтобы можно было соблюдать правила войны, правила честной игры между человечеством и Вселенной. Софистика, если хотите. Как решить ситуацию в выбранной системе ценностей так, чтобы и себя обезопасить, и врага покарать, и не отмывать всю жизнь кровь со своих рук. От выбранного шаблона ни шагу в сторону.
Признаюсь честно, как бы ни старался автор, человечество в этой ситуации выглядело куда привлекательнее своих оппонентов. Загнанное в угол, пусть даже представленное Никласом, Анной, военными и дипломатами, человечество было живым, дышащим, способным принять нечто новое, смириться с тем, что знает далеко не всё.
Как известно, правила создаются для того, чтобы свести к минимуму проявления внешнего хаоса. Ячейка, колыбель, в которой цивилизация может жить и развиваться. В конечном итоге, хвархаты приходят к правильному выводу, хотя шли к этому на протяжении всего романа.
Мы должны быть терпимее. Мы должны понять тех, кто отличается от нас. Вселенная безмерна и на её просторах мы встретили существ, похожих на нас. Если мы не сможем понять их, то кого ещё мы сможем понять?
Как будто через великий космос протянулась серебристая ниточка, связавшая два народа. Насколько прочно, решать только нам.

Кархи, г. Ростов-на-Дону, 28.01.04

Иллюстрации предоставлены Ялике, г. Владивосток

 
 

 

 

Рейтинг@Mail.ru

Сайт создан в системе uCoz