Мелькор и единорог"Смотрите своими глазами..."

 "Чёрная книга Арды" Натальи Васильевой

 Наталья Васильева (Элхэ Ниэннах), при участии Наталии Некрасовой. "Эксмо-Пресс", 2001г.

Отнять у человека право творить - значит убить его душу. А душа должна смотреть и видеть - своими глазами. Книга Натальи Васильевой - не только "взгляд с другой стороны на всем известный мир Толкиена", и больше, чем очередная попытка оправдать "тёмных". В книге каждый по-своему прав, хотя симпатии и сочувствие автора, безусловно, на стороне Мелькора. Мелькор, Восставший-в-Мощи - живое воплощение Свободы и бесконечной жажды творения. Как пламя не может гореть в пустоте, так и непокорный Айнур не может не нарушать Замысел, чтобы сотворить новое, свое. Он также не может оставаться орудием Замысла, потому что наделён собственной волей. Его Истина - это свобода, обращённая не во зло, но в светлую радость созидания. Эру же прав как художник, воплощающий Замысел на полотне нового мира. Так скажите, как же должен отреагировать художник, увидев, как подмастерье переписывает его - ЕГО! - картину? Пусть даже гениально. Пусть из лучших побуждений. Ученика ждет как минимум хорошая трёпка...
Прямо-таки напрашивается параллель с христианством. Да и вообще, книга поднимает всё те же вечные вопросы - каким должен быть Бог и каким - человек. А это уже имеет отношение к каждому, кто над такими вопросами задумывается. Что делать человеку со своим выбором? А свободная воля - дар Бога или Дьявола? Ведь эта самая воля может развязать войну, посеять раздор и ненависть, а может творить прекрасное. И автор, наблюдая за событиями книги как бы со стороны и в то же время сам являясь в какой-то мере их участником, дает единственный ответ. "Смотрите своими глазами".
Повествование очень поэтично. Это восхищает - ведь даже небольшой рассказ трудно выдержать в таком стиле. Здесь же 528 (без приложений) страниц настолько совершенного, изящного, отточенного текста, что так и хочется назвать это поэмой. Но, с другой стороны, произведение трудно одолеть с одного "захода". И всё же оно стоит того, чтобы прочитать до конца - такой тонкой внутренней музыки не всегда удаётся добиться даже в стихотворении. Если бы нашёлся композитор, который смог бы, прочувствовав мелодию слов, воплотить её в живую музыку... Пожалуй, это было бы гениальное произведение.
Начало - тревожно-радостное, ещё робкое, затем две сплетающиеся мелодии - Эру и Мелькора, торжественное рождение Арды в пламени - гимн самой жизни. Далее - жизнь Эллери, Тёмных Эльфов, народа Мелькора. Музыка воды и ветра, перезвон серебряных колокольчиков - радость, не омраченная ни войнами, ни отчаянием, ни страхом. Радость творения. Потом - едва слышимая тревога в светлой мелодии, нарастающая, напряженная. Наконец, взрывается зловещими, мрачными аккордами - это Морхэллен привел вооруженный отряд орков-ирхи. Защищать Учителя... Но, сам того не ведая, он привёл в мир Войну. Музыка обрывается резко, болезненно. Дальше - вновь светлая музыка, но в ней печали и роковых предчувствий больше, чем радости. Последний праздник. А за ним - гром, паника, боль. Барабанная дробь, наступающее войско Валар. Горькая, пронзительная мелодия мечется в нарастающем гибельном ритме. И всё смолкает вновь. Вместе с ударом окровавленных крыльев - Эллери больше нет... И тишина, монотонная тихая дробь - века заточения. После, медленно оживая, мелодия без радости, без гнева - только боль, шелест ветра над вересковой пустошью, да шёпот чёрных маков...
Незаметно музыка вновь становится светлой - но уже без восторга полёта, без весёлого смеха, без пьянящего счастья Творения. Этого больше не будет. Спокойный, чуть горьковатый свет. Новый дом, и всё заново, всё сначала. В Твердыню Севера приходят ученики всех народов. Каждому помогут раскрыть свой дар. Это тоже радость, но уже иная. Её обретают, пройдя через лишения и смерть. И в конце - вновь тревожные аккорды, и самый сильный момент - гибель Аст-Ахэ. Когда умирающая Твердыня поёт одним голосом последнюю песнь, а в её стенах мечется разрываемый нечеловеческой болью Тано, чувствуя смерть каждого из сынов Твердыни. Музыка достигает апогея, торжественная и страшная. В такой момент, по Аристотелю, наступает катарсис - "очищение состраданием и страхом". Смерть героев обрекает их на вечность. Так вечна Идея, за которую они умирают, становясь живым её воплощением в легендах. Заключение - холодная, сверкающая музыка Пустоты - вечной муки без освобождения. Но последние аккорды - тихие и нежные, тёплые. Полные надежды и устремлённые в будущее.

Хонториэль Огненный, 2003г.

В качестве иллюстрации использована работа Волчицы.

 

 
 

2

 

Рейтинг@Mail.ru

Сайт создан в системе uCoz