"Игра Отражений", выпуск второй, июнь 2003г.

   

ПОЭТИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ

 

   Борис Борисович Гребенщиков

  "Бог есть свет и в нем нет никакой тьмы..." 

 

Его песни, пожалуй, самое значительное явление в литературе нашего времени. И самое неоднозначное.
Глубоко психологический, философский альбом "Пси" (1999) и острая язвительная сатира "Треугольника" (1981). Два противоположных полюса, между которыми, по сути, вся поэзия Гребенщикова. Поэзия динамичная, вечно изменчивая и в то же время всегда верная себе. БГ многие обвиняют в плагиате. Между тем во многом обвинения безосновательны. Да, были заимствования из текстов зарубежных рок-исполнителей. В частности Джима Моррисона. Но эти заимствования, глубоко пережитые самим Гребенщиковым, вылились в произведения авторские, созвучные своему времени и истинно русские.
Как-то раз касательно Гребенщикова я услышал такое высказывание, мол, образованный начитанный человек, он всего лишь перелагает в песни постулаты философско-религиозных течений.
В чём-то это утверждение верно. В первой своей части. Что же касается простого переложения...
Может быть, для старых критиков, "собаку съевших" на своём деле, а также для читателя, поверхностно ознакомившегося с текстами песен, это действительно так. Но осмелюсь возразить: в произведениях Гребенщикова - его собственный богатый жизненный опыт, тонкое понимание человеческой души, удивительная глубина психологического анализа. "Наблюдающий со стороны", не сосчитанный", он точно подмечает пороки современности и пороки вечные. Вместе с тем внутренний оптимизм его поэзии в целом позволяет увидеть не только печальный упадок духовности в обществе, но и путь вверх, к Богу, к Свету.
Песни Бориса Гребенщикова - синтез понимания действительности, какая она есть, и точное знание того, какой она должна быть на самом деле. И в этом их сила.
На протяжении всей творческой деятельности БГ образы в его произведениях менялись, оттачивались, наполнялись новым смыслом. По ним можно прочитать историю живой человеческой души, со взлетами и падениями, радостью и отчаянием, разочарованием в себе и в мире и верой в близость Великой Весны. Однозначные утверждения переплетаются в текстах с прозрачными намеками, часто ироничными, и, в конце концов, становится трудно отличить одно от другого... Легкая, насмешливая, даже язвительная улыбка и серьезные глаза, в глубине которых то спокойная мудрость, то почти детская радость, то боль и удивление... Таким видится портрет его музы. Всей его поэзии.
Тексты БГ сложно понять, не пережив их состояние. Порой они так и остаются непонятным, "запредельным" миром. Слушая в записи или читая на бумаге, каждый раз воспринимаешь их по-другому, по-новому... Творчество Гребенщикова - алмаз со множеством граней, и каждая из них в самый неожиданный момент вспыхивает яркими незнакомыми красками. Заставляет задуматься о своей душе, о своей жизни, о смысле существования и о бесконечной сложности земного бытия.
Гребенщиков не христианин - ему ближе мироощущение Востока, дзэн-буддизм. Но его Бог вне религий, Единый, мудрый, Светлый.

Это ж, Господи, зрячему видно,
А для нас повтори:
Бог есть Свет, и в нем нет никакой тьмы.

Такой простой и ясный ответ, хотя над вопросом задумывались все великие мудрецы. Но, по сути, на сложные вопросы давно найдены простые, правильные ответы. "Голоса поют для всех нас", нужно только прислушаться...
Хонториэль Огненный,

2003г.

 

Вернуться на первую страницу журнала                                             Обсудить на форуме                                           2

Рейтинг@Mail.ru

Сайт создан в системе uCoz