"Игра Отражений", выпуск первый, июнь 2003г.

 

Реализм и фантастика. Символ как связующее звено.

 Часть первая

Прийти к реализму, принять его, можно из двух соображений. Первое - существует лишь то, что нас окружает, поэтому не имеет смысла писать вымысел. Этой точке зрения свойственна некоторая "зашоренность".

Второе - миров бесконечное множество, но пока ты живешь в этом и его чувствуешь ярче других, тебе соответственно легче писать о нём, анализировать явления и познавать себя через них, потому как настоящая литература, прежде всего, - один из способов познания себя и окружающего мира.

Я не говорю здесь о развлекательной литературе, она всегда была рассчитана на быстрое прочтение и столь же быстрое забвение. Чаще всего всю фантастику относят именно к такой литературе. Однако среди произведений писателей-фантастов есть немало вещей философских, отражающих мировоззрение, социальную позицию автора, берущихся по-своему осмыслить и решить проблемы общества и личности. Достаточно назвать в этом списке братьев Стругацких и Клиффорда Саймака. Тем не менее, мнение о фантастике как о "второсортной" литературе прочно закрепилось в сознании общества и критики.

Сторонники реализма обвиняют фантастику в уходе от действительности, от решения социальных и духовных проблем. Научная фантастика еще кое-как оправдывает свое существование - её идеи теоретически могут лечь в основу новых научных исследований. Жанру фэнтези приходится труднее...

Обычно сказочный мир, выдуманные персонажи, вымышленные существа...

Иногда это становится бульварной развлекательной литературой.

Иногда новым осмыслением реальности через символ.

Возвращаясь к началу нашего разговора, и уточняя, что в этой статье мы исходим из второй точки зрения на реализм, которая, если вы помните, заключается в следующем: да, миров бесконечное множество, и, несомненно, существует Средиземье и другие, описанные в литературе. Да, мы признаем, что в момент написания некоторых фантастических произведений или же до самого момента, во снах, к примеру, автор получал информацию "из Космоса", то есть в какой-то степени был визионером. Но пока мы здесь, в этом мире, и он не хуже и не лучше иных, просто другой, и его мы по праву рождения можем изучать, можем получать опыт, недоступный в мирах фэнтези, уникальный.

Увы, гениальный художник может представить, увидеть внутренним взором дракона и перенести свое впечатление на холст, но никогда не будет иметь живой натуры, простой, естественной. Он может представить, но никогда не увидит, как разворачиваются могучие крылья, как вздымаются и опадают бока, когда исполинский зверь дышит, как он двигается. Он не сможет быстрым наброском с натуры передать реального, живого дракона. В живописи столько тонкостей, которые понимаешь, лишь столкнувшись с этим непосредственно. Ибо есть мелочи, делающие работу живой. Оттенок камня, на который попал солнечный свет, и есть разница, вечернее то солнце или утреннее, зимнее или летнее. Есть разница, где лежит камень - на земле или в траве, какое над ним небо, что окружает этот камень. Продумать, представить все бесконечные взаимосвязи невозможно, это существует только в миге настоящего, только в натуре, которую художник видит непосредственно. Древние понимали это и обычно изображали вымышленных существ как символы, стилизацию.

В одном мире образы мира другого могут существовать лишь как символы. Фантастика, в своем роде, особый язык, особый способ познания мира, в основе которого лежит символ.

На самом деле символами пропитано всё наше мышление. Символ в чём-то философская категория, потому что в нём, как и в принципе самой философии, выводится некое обобщение, синтез. Но при этом символ гибок, способен принимать различные значения, усиливаться и ослабляться в зависимости от точки зрения автора и читателя, и, несмотря на свою гибкость, чаще всего легко узнаваем. Символ существует как факт, меняется только его толкование. Новаторство заключается в новом понимании символа, но при этом должна оставаться глубинная связь с предыдущими толкованиями, тонкая гармония.

К примеру, возьмем один из самых мощных символов фэнтези - дракона. Первоначально дракон представлялся нам как воплощение тёмных сил, порождение Зла. Чтобы понять этот образ по-новому, нужно сначала опровергнуть старую концепцию. Одним словом, чтобы, читая про доброго дракона, мы узнали в нём именно дракона, чтобы символ не раздвоился, а остался цельным. Это одновременно и разрушение старой трактовки, и глубинная, неразрывная связь с ней.

Сейчас в фантастике набралось достаточное количество легко узнаваемых символов, эгрегоров. Есть писатели, которые вертят этими эгрегорами и так, и сяк, создавая развлекательное фэнтези. Но есть и такие, у которых за знакомыми символами кроется истинная сложность человеческих отношений, психологический анализ, поиск важных для человека ответов на главные вопросы...

2003г.

  Хонториэль Огненный

 

2

Рейтинг@Mail.ru

Сайт создан в системе uCoz